Ки-Но Цураюки


      

      

Ки-Но Цураюки (яп. ) жил в эпоху Хэйан. Он по праву может считаться одним из основателей японской литературы. Замечательный поэт, писавший по большей части в жанре танка.

Ки-Но Цураюки выходец из старинного аристократического рода Ки, прославившегося своими воинами, музыкантами, учеными и поэтами. К концу IX в. литературная деятельность стала фамильным занятием рода Ки.

В соответствии со статусом семьи, в возрасте 20 лет посвятил себя изучению ханьско-танской стилистики и китайской книги в элитном учебном заведении при Ведомстве церемоний императорского двора. Через девять лет сдал экзамен на первый чин, что позволяло выполнять обязанности младшего чиновника в любом из восьми придворных ведомств. Придворную службу начал с самых младших чинов, а к 36 годам получил назначение на пост главного хранителя придворной библиотеки. Затем был переведен на службу в Ведомство внутренних служб на должность младшего, а с 913 г. - старшего секретаря. Служебная деятельность, связанная с подготовкой официальных документов, требовала отличного знания китайской стилистики и конфуцианской классики.

В дальнейшем он занимал разные должности при дворе императора. В 930–935 гг. был наместником провинции Тоса. Он был послан туда правителем, видимо, в знак опалы. Находясь в Тоса, занимался составлением антологии «Синсэнвакасю», им же написано одно из предисловий к ней.

Поэту X в. в 1905 г. посмертно присвоили 2-й придворный ранг, хотя скончался он, имея лишь 5-й. Надо полагать, это была последняя милость, оказанная ему двором.

Цураюки прожил долгую жизнь, сведений о которой сохранилось немного.

Японской традицией он причисляется к тридцати шести «гениям японской поэзии».

"Мирская слава - словно утренний туман",- любили повторять обитатели Хэйана. Ки-Но Цураюки был одним из них, и его судьба - прижизненная и посмертная - полновесно подтверждает излюбленную метафору.

Цураюки еще при жизни почитался знаменитейшим поэтом своего времени, и вряд ли кто мог подумать, что слава его когда-нибудь пойдет на убыль. Антологии составлялись согласно придуманному им плану, и говорили даже, что поэзия Цураюки превосходит творения Хитомаро. Участвовал во всех основных поэтических состязаниях при дворе, его приглашали на самые значительные церемонии, имевшие место в императорском семействе и в семействах высшей знати. Его усилиями поэзия вака приобрела значение высокого искусства, равного китайской поэзии. Авторитет Ки-Но Цураюки в оценке поэзии был непререкаем почти тысячу лет. Но в XI в. оценки его произведений становятся скромнее, а само имя Цураюки исчезает из поэтических антологий. Цураюки продолжали любить, но пик почитания уже остался в прошлом.

Сохранилось около 440 его стихотворений.

В 905 году по указу императора Дайго он возглавил комитет по составлению поэтической антологии "Кокинвакасю" ("Собрание древних и новых песен Ямато"), в предисловии к которой впервые изложил принципы японской поэтики. В "Собрание" вошли стихотворения лучших поэтов VIII-IX вв.; оно надолго определило пути развития поэзии, да и всей японской классической литературы. Около одной пятой части 1111 произведений "Кокинвакасю" принадлежит кисти поэтов, в жилах которых текла кровь рода Ки.

Основная форма японской поэзии тех времен - танка-пятистишие, стихотворение в тридцать один слог. Пятистишие было истинным воплощением понятия "прекрасного" в японской средневековой культуре. Предметом поэзии была жизнь человеческого сердца в тесной связи с миром природы. Поэтика пятистишия испытала сильное влияние буддизма с его идеей бренности, с его интересом ко всему сущему, будь то высокое или низкое; отсюда и тонкое чувство смешного, любовь к гротеску. Мир пятистишия включал в себя всю гамму человеческих чувств, причем в особенности зыбкие, прихотливые переходы от серьезного к забавному, от величественно-прекрасного к живой прелести, открывшейся на миг.

Все это в полной мере относится и к стихам самого Цураюки и к его "Дневнику путешествия из Тоса в столицу" (предположительно 935г.), где отражены два месяца жизни поэта, возвращающегося в столицу после пребывания правителем в далекой земле Тоса на юго-западе Нанкайдо (ныне остров Сикоку). Разумеется, это не дневник в полном смысле этого слова, это повесть со скрытым лирическим сюжетом в форме дневника. Начинается она с литературной мистификации. Автор объявляет себя женщиной и пишет свой дневник не "мужскими знаками", то есть иероглифами, а японским слоговым письмом, которое было тогда в ходу именно у дам. Видимо, большинство,- если не все, - стихи написаны самим Цураюки. "Дневник" состоит главным образом из описаний природы и лирических стихов. Ки-Но Цураюки считается родоначальником жанра литературного дневника (Тоса-никки).

В предисловии к Кокинвакасю он выводит чеканную формулу: «Песни Ямато суть тысячи тысяч листьев-слов, возрастающих из единого семени — человеческого сердца».


      

      


Статья составлена с использованием материалов, взятых из:

  1. "Кокинвакасю" (перевод А. Долина);
  2. "Герои, творцы и хранители японской старины" Мещеряков А. Н.;
  3. "Культура классической Японии" С. Б. Рыбалко, А. Ю. Корнев (2002 года издания);
  4. "Классическая проза Дальнего Востока" В. Сановича (М.: Худож. лит., 1975. – (Библиотека всемирной литературы, т. 18), с. 852);
  5. "Ки-но Цураюки" Горегляд В. Н. (М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. - (Серия "Писатели и ученые Востока"), с. 114-132,135-139).

Так же использовались ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org.

В случае обнаружения ошибок или несоответствия заявленной информации прошу прокомментировать на странице обратной связи

 

Hosted by uCoz